[сир. ], мч. Персидский (ок. 400 - ок. 421/2). Мученичество И. Н. сохранилось в 2 рукописях на сир. языке и было издано по одной из них П. Беджаном (нем. пер. впосл. осуществил О. Браун). Как установил П. Дево, оно было составлено вместе с 3 др. Мученичествами (Хормизда и 9 др. мучеников Бет-Гармайских, Нарсая и Татака) современником гонений на христиан в Персии в 1-й четв. V в., неизвестным ранее агиографом мон. Авгарем между 422 и 424 гг. (Devos. 1965. P. 326-327). Все исследователи единодушно подчеркивают историческую ценность Мученичества.
В оригинальных рукописях встречается 2 варианта написания эпитета И. Н.: один ( ) сир. происхождения и означает «стражник», а другой ( ) является заимствованием через греч. язык термина «notarius» (писец, секретарь). Ряд косвенных свидетельств указывает на предпочтительность 2-го варианта написания (Labourt. P. 113. Not. 4; Devos. P. 314-315. Not. 3).
И. Н. по происхождению был грек из г. Карка-де-Адса (Карка-де-Эрса) на р. Тигр, неизвестного по др. источникам, или, возможно, из г. Карка-де-Ледан в Хузестане. В Селевкии-Ктесифоне, столице Персии, поступил на службу секретарем при шаханшахе Йездигерде I (399-420), к-рый в конце своего правления начал преследования христиан. И. Н. тайно передавал епископам сведения о готовившихся при дворе мерах против их паствы, пытаясь спасти верующих. При следующем шаханшахе Вахраме V (420-438), продолжившем политику отца, 20-летний И. Н. вместе с 15 единоверцами, также служившими при дворе, был брошен в тюрьму за приверженность христианству. От арестованных потребовали отречься от веры; после отказа они должны были в течение зимы чистить царский слоновник. После Пасхи, во время переезда шаханшаха в летнюю резиденцию, труд арестантов использовали для расчистки и ремонта царской дороги. В окт.-нояб. Вахрам возвращался в Ктесифон в сопровождении начальника магов Михр-Шапура, к-рый назван в Житии епархом (Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 19442. P. 118, 280, 311; Devos. P. 316. Not. 1). Он доложил правителю, что задержанные не только не изменили своей позиции, но и укрепили дух др. христиан своей стойкостью. Вахрам передал узников в распоряжение Михр-Шапура, и по его приказу их, раздетых и разутых, со связанными за спиной руками, в течение недели уводили каждую ночь далеко в горы и оставляли на весь день лежать на спине, давая скудную пищу и воду. Затем арестованным передали повеление шаханшаха поклониться солнцу под угрозой того, что их будут волочить за ноги по горам, до тех пор пока они не умрут. К этому времени нек-рые из арестованных уже находились без сознания, другие были сломлены пытками. Правитель велел их развязать и отправить в Селевкию, не принуждая поклоняться солнцу или огню. Там, залечивая раны, они постились, молились и оплакивали свое малодушие. И. Н. в знак раскаяния облачился в мешковину и посыпал голову пеплом.
Через нек-рое время слуга И. Н. донес, что его хозяин не отрекся от своей веры. Михр-Шапур вызвал на допрос 16 бывш. арестантов. Первые 15 подтвердили свое отречение и были освобождены. Когда подошла очередь И. Н., он, несмотря на избиение и угрозы, заявил, что не отрекался от христ. веры и не собирается этого делать. Затем он предстал перед царским судом, где напомнил Вахраму о трагической гибели его отца Йездигерда, начавшего гонения на христиан. Раздраженный смелостью И. Н. Вахрам предал его казни «девяти смертей», заключавшейся в последовательном отсечении пальцев рук и ног, кистей рук, ступней, предплечий, голеней, ушей, носа и головы. Казнь состоялась в месте под названием Слик-Харубта (сир. - развалины Селевкии).
Несмотря на запрет властей, христиане собрали отсеченные конечности И. Н. Туловище и голова по распоряжению правителя должны были быть брошены на растерзание хищникам, но купцы, земляки И. Н., выкупили их у стражи и неск. дней хранили в мон-ре, расположенном по пути к месту казни. Затем они перевезли останки на родину И. Н. и спрятали за городом на территории церкви. Мать И. Н. облекла останки сына в одежду, приготовленную для его свадьбы, и вместе с еп. Саумаем (Chabot. Synod. orient. P. 42, 283, 674-675) похоронила святого в усыпальнице, устроив поминальную трапезу из того, что предназначалось для брачного пира. Дата кончины И. Н. в источнике не отмечена.
Память И. Н. отсутствует в вост. и зап. календарях. Ж. Лабур предположил, что она отмечалась 27 нояб., но впосл. эта дата стала днем памяти вмч. Иакова Персянина. По мнению Ламбура, Мученичество Иакова Персянина было составлено на основе Мученичества И. Н. (Labourt. P. 117. Not. 2), П. Петерс допускал возможность обратного влияния (MartRom. Comment. P. 549). Дево первоначально воздерживался от категорических суждений по данному вопросу (AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 158), но в более поздней работе присоединился к т. зр. Лабура (Devos. P. 328).